Сводное заключение Главгосэкспертизы по предпроектным проработкам нового здания Государственного академического Мариинского театра в г. Санкт-Петербурге.


-    Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга «О мерах по ос­вобождению территории в целях реализации проекта строительства здания для второй сцены Государственного академического Мари-инского театра» № 2543-ра от 30.10.2003.

-    Решение Организационного комитета по подготовке и проведению международного конкурса на проект нового здания ГАМТ в Санкт-Петербурге от 28.06.2003.

¦    Разрешительное письмо Комитета по градостроительству и архи­тектуре Администрации Санкт-Петербурга № 1-4-15505/17773 от 28.08.2003.

¦    Разрешительное письмо Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Админи­страции Санкт-Петербурга от 25.08.2003 № 2-61200-1.

-    Задание на предпроектные проработки нового здания (второй сце­ны) Государственного академического Мариинского театра.

7. Проектные решения.

Площадка для строительства нового здания размещается в квартале, ограниченном наб.Крюкова канала, ул.Декабристов, ул.Союза Печатников и Минским пер., рядом с существующим зданием Мариинского театра.

Оба здания Мариинского театра будут связаны между собой:

а) техническим мостом в южной части комплекса, что сделает возмож­ным движение сотрудников театра, а также перемещение декораций от од­ной сцены к другой. Закрытый, прозрачный переход планируется на уровне +6.69, мост касается здания МА1 на уровне первого этажа;

б)  пешеходным мостом, запроектированным в легких конструкциях, опирающихся на существующие фундаменты с двух сторон Крюкова канала.

Проектируемое здание второй сценыё Мариинского театра в плане имеет форму неправильной трапеции с размерами в плане 154x77 м.

Здание предусматривается в виде сложного сочетания помещений раз­ного объема и разной этажности.

Вокруг внутреннего объема здания предусматривается устройство на­ружной ограждающей конструкции в виде пространственной оболочки из стали с покрытием из анодированного алюминия и стекла.

Практически все несущие конструкции здания (внутренние стены, ко­лонны, балки, плиты перекрытия) предусматриваются из монолитного желе­зобетона. Исключение составляют несущие конструкции большепролетных покрытий над сценой и зрительным залом, которые предусматриваются в виде стальных балочных клеток и ферм.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

 

Под всем зданием предусматривается устройство трехэтажного под­земного сооружения с отметкой пола нижнего этажа подвала - 10,350 м.

Главными элементами, определяющими объем нового здания театра, являются:

¦    передняя часть здания, включающая все основные места пребыва­ния публики (фойе, главный зрительный зал, гардероб, кафе);

¦    задняя часть здания с помещениями, необходимыми для организа­ции работы театра и служебными входами для персонала и доставки декора­ций;

-    подвальные помещения, в которых размещаются обширные склады декораций, технические помещения и оборудование под сценой;

-    «Золотая Раковина», образующая покрытие здания и объединяющая вышеперечисленные элементы.

Как сказано в пояснительной записке, «сохраняя пространственные и функциональные особенности существующего театра, новый объем театра уравновесит их рядом новых современных пространственных комплексов, а именно:

-    крытым фойе, доступным широкой публике и расположенным под «Золотой   Раковиной», которое позволит людям проникать на территорию театра;

¦    вертикально расположенным фойе, открытым лишь для публики с билетом на спектакль - начинающимся на уровне +4,60. Оно обеспечивает доступ к различным уровням зрительного зала и непрерывающийся вид на город через «Золотую Раковину»;

¦    террасами для публики, включающими ресторан на уровне +19,20. Террасы служат местами пересечения публики и работников театра;

¦    музеем и помещениями для мероприятий и различного использова­ния над зрительным залом, на уровне +30,00, с великолепным видом на город».

8. Замечания и предложения.

8.1. Общие положения.

8.1.1.  На рассмотрение Главгосэкспертизы России представлен значи­тельный объем материалов по проекту нового здания («вторая сцена») Госу­дарственного академического Мариинского театра (деталированная поясни­тельная записка, часть исходных материалов, основные чертежи, предвари­тельные проработки по конструктивной части проекта, по акустике, сцени­ческому оборудованию и др.).

8.1.2.  Представленная документация не вполне комплектна. Не пред­ставлены (за исключением оборудования сцены) технологические разделы проекта. Не представлены (кроме краткого описания в пояснительной запис-

Маяцкая. ГГЭ1608/05

 ке) разработки по инженерному оборудованию здания. Нет раздела «Гене­ральный план». Не полон раздел, посвященный акустике (нет данных по ар­хитектурной акустике). Отсутствует сметная документация и проект органи­зации строительства и т.д.

8.1.3.  По новому комплексу не представлен археологический раздел проекта, нет археологического задания. В то же время в протоколе рабочего совещания сторон от 14.07.2004 отмечена, например, необходимость уточ­нения места церкви, существовавшей на территории Литовского рынка. Нет определенного мнения об объемах сохранившегося фрагмента Литовского рынка и о необходимости (в каком виде и качестве) его сохранения.

В связи с отмеченным проектную документацию следует дополнить и привести в соответствие с требованиями СНиП 11-01-95.

8.1.4.  Настоящим заключением охватывается, с сопутствующими ас­пектами, архитектурно-строительная часть проекта.

8.1.5.  Новое здание ГАМТ будет иметь 9 надземных и 3 подземных уровня. Максимальные линейные размеры нового здания 160x90x57(h) м. Указанная в проекте полезная площадь = 8200 м2; общий строительный объ­ем = 170000 м3.

8.1.6.  Технологическое задание дирекции ГАМТ должно быть сущест­венно переработано и дополнено.В связи с тем, что позиция театра по воз­можностям сценографии и совместной работы старой и новой сцены много­кратно менялась, отсутствие откорректированного технологического задания затрудняет оценку представленных материалов.

8.1.7. Для всего здания в технологическом задании необходимо описать и ужесточить требования к зонированию помещений с учетом надлежащих технологических связей и процессов. Например, помещение хранения фор­тепиано в осях S-T/12-13 сейчас дублировано аналогичным помещением в осях Е/9-10 и т.д.

Аналогично отсутствуют данные по составу и необходимым площадям помещений, по составу труппы, обслуживающему и административному персоналу театра. Данные по составу и площадям помещений нового теат­рального здания, представленные в проекте, даны по факту (как это получи­лось в проекте) и должны получить оценку заказчика и дирекции ГАМТ.

8.1.8.  Помимо прочего, технологическое задание должно было устано­вить необходимое количество планшетов сцены полной сборки, технологию перемещения планшетов, определить виды приводов механизмов сцены (в частности, объяснить, почему не применена гидравлика) и т.д. и т.п.

8.1.9.  Технологическое задание должно было предложить к разработке тип зрительного зала, установить необходимое количество мест и, как усло­вие комфорта, даже размеры места для зрителя.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

8.1.10.  В технологическом задании театра необходимо указать количе­ство единиц хранения в нотной библиотеке. Следует также задать типы, вме­стимость и характер производства для предприятий питания.

8.1.11.  Недоработана и пояснительная записка проекта. На данном эта­пе проектирования нельзя требовать детальных проработок, тем не менее Главгосэкспертиза России просит проектную организацию и заказчика дать описания следующих технологических процессов (текстуально или в схе­мах): циркуляции движения зрителей от входа в театр и до выхода из него после окончания спектакля (в том числе и в антрактах); график движения объемных декораций (от трейлеров, складов или площадки сборки до сцены и ее частей (карманы, арьерсцена, проч.) и обратно; схемы трансформации основной и вспомогательной (репетиционный зал) сцен.

Полезно дополнить документацию схемами движения персонала (раз­дельно: администрация, оркестр, балетная и оперная труппы, вспомогатель­ный персонал), а также и реквизита и мягких одежд. Сейчас, из-за недоста­точной иллюстративности представленных материалов, в этих процессах не все понятно, что приводит к (возможно - необоснованным) дополнительным вопросам.

8.1.12.  В пояснительной записке упомянуто о том, что проектирование и строительство будут разбиты на очереди. Если с проектированием очеред­ность, в основном, понятна, то об очередности и пусковых комплексах строительства ничего не известно, что необходимо дополнить.

8.1.13. Просьба уточнить в пояснительной записке, как будут унифици­роваться планшеты и планы декораций для их использования на старой и но­вой сценах (в том числе и с учетом существующего наклона исторической сцены).

8.1.14.  В представленных материалах не отмечено авторство коллекти­ва Гипротеатр ИнВАЗ в разработке общей технологической схемы проекти­руемого театрального здания.

8.1.15.  Перевод текстов требует, в ряде случаев, уточнения и научного редактирования (с тем, чтобы заменить «сплав меди и алюминия» на «алю­миний, анодированный под медь» и т.п.).

8.2. Градостроительные аспекты нового строительства.

8.2.1. Сохраняется замечание, ранее сделанное Главгосэкспертизой России, по поводу неудачного выбора площадки строительства. Проектные разработки, предложенные коллективом под общим руководством Д.Перро, подтверждают, что выбранная территория тесна для размещения новой сце­ны ГАМТ. Безусловно лучшей, в том числе и в формировании ансамбля Те­атральной площади, была бы площадка в границах: наб. Крюкова канала, ул. Союза Печатников, территория Никольского Морского собора, ул. Чайков­ского (часть этой территории уже занята дирекцией ГАМТ).

Маяцкая. ГГЭ1608/05

8.2.2.   В дополнение к сказанному в п.2.1, нельзя не отметить, что ошибка в выборе участка привела к тому, что проектом не может быть решен ряд градостроительных вопросов. Так, нет места для приближенной автосто­янки. Существующая автостоянка при историческом здании ГАМТ на Теат­ральной площади перегружена и не сможет обеспечить перспективную по­требность обеих сцен. Нет накопительной площадки перед входом в новый театр и нет даже достаточного места для кратковременных остановок авто­машин и общественного транспорта перед его главным входом. Нет места для стоянки такси и т.д. Все отмеченное приведет к тому, что на время спек­такля автомобилями будут «забиты» все прилегающие улицы, переулки и их тротуары. Нет автостоянки для VIP.

8.2.3.  Весьма «ужатое», рациональное в своей основе, здание второй сцены ГАМТ вышло за красные линии квартала, отведенного под строитель­ство. Помимо этого, оригинальное покрытие театра частично «перекрыло» акваторию Крюкова канала.

8.2.4. В границы отвода попал объект исторического наследия - Дворец культуры 1-ой Пятилетки (он же театр балетных миниатюр) - памятник вре­мен конструктивизма и советского классицизма. Это крепкое и удобное зда­ние, утрата которого будет огорчительной. У Главгосэкспертизы России от­сутствуют документы, разрешающие, как это определено проектом, снос данного уникального объекта.

8.2.5.  Не решен окончательно вопрос отвода участка, сноса строений в пятне застройки и компенсации недостаточной инсоляции ряда домов по Минскому пер. В частности, не отработаны аспекты переселения граждан, размещения в других учреждениях учеников существующей школы, вопросы с изменением условий аренды (например, помещений Дворца культуры) и т.д.

8.2.6.   По ул. Союза Печатников предусмотрен подвоз  12-метровых морских контейнеров с декорациями, что из-за необходимости разворота трейлеров затруднит движение по данной улице. Помимо прочего, отсутст­вует зона/площадка кратковременного отстоя трейлеров, которые, как пра­вило, идут колонной.

8.2.7.   Вокруг здания  не  предусмотрен  круговой  противопожарный объезд.

8.2.8.  Не рассматривались и не решались вопросы переноса пропуска и организации внешних инженерных сетей. В проекте упомянуто (но не при­ведено никаких технических данных) об инженерном коллекторе между ис­торическим и новым зданиями для запитки и подключения последнего к го­родским инженерным сетям.

Маяцкая. ГТЭ1608/05

8.3. Композиция нового здания ГАМТ и объемно-планировочное построение нового комплекса.

8.1. В кратком описании проекта автор трактует создаваемый ком­плекс, как «некое взрывное гравитационное пространство, которое будет ощущаться при прогулке по наб. Крюкова канала». Агрессивность внешнего «взрывного гравитационного пространства» продолжена автором в колори­стической гамме внешней и внутренней отделки (располоснёная поверхность покрытия, черный мрамор внутреннего объема, красно-оранжевые и черные тона зрительного зала и т.п.).

8.3.2.  Нельзя не отметить, что в основу объемно-планировочных реше­ний заложен здоровый функционализм, но он никак не связан с образным построением здания, без чего невозможна Архитектура. Образным решением авторская группа очевидно не занималась, что видно хотя бы из того, что (согласно публикациям) автор проекта, Д.Перро, называет предлагаемую желто-полосатую оболочку неким «мешком для мусора».

Создание в исторической части Санкт-Петербурга «антигравитацион­ного взрывного мешка для мусора», очевидно, будет неуважительным для северной столицы России, города, пережившего три революции и блокаду 1941-44 годов.

Санкт-Петербург - это город градостроительных ансамблей и вырази­тельных объемов и введение в него (даже создание прецедента!) бесформен­ных масс немыслимо и антихудожественно. Создание архитектурного об­раза, построение высококачественного, высокохудожест-венного объема для здания новой сцены ГАМТ должно стать приоритетной задачей автора про­екта на последующих этапах проектирования.

8.3.3.  В первоначальных градостроительных ограничениях и в предва­рительных проектных разработках высота нового объема была ограничена высотой (около 34,5 м) сценической коробки (без учета декоративного эле­мента) существующего здания. В рассматриваемых материалах высота сце­нической коробки нового здания заметно выше старой (более 50 м). Помимо этого, над новой сценической коробкой возвышается декоративное покры­тие. Налицо нарушение сложившегося в данном районе города высотного градостроительного зонирования.

8.3.4.  Новый объем, если будет воплощен замысел автора, создаст для своего градостроительного окружения новый масштаб массы. На листе Ele­vations МА2 очевидно показано, что новый, покрытый, объем непомерно «наезжает» на историческое здание, подавляя его своей неопределенной мас­сой и почти перекрывает Крюков канал.

8.3.5.  Создание не масштабного по массе объема в сложившейся исто­рической градостроительной среде, помимо прочего, приводит к потере ряда видовых перспектив - с моста Декабристов на Никольский Морской собор и с моста по ул. Союза Печатников - на Новую Голландию.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

8.3.6.  Отдельного внимания требует проектирование (введение в градо­строительную среду) технологического и пешеходного мостков. Первый со­вершенно разбивает образную связь протяженного градостроительного про­странства Крюкова канала. Второй имеет завышенную дугу арки, необосно­ванно выходящую за абрис моста Декабристов. Вообще, некоторое (для обеспечения пешеходного потока между Театральной площадью и новым зданием) расширение моста Декабристов возможно, но с необходимой дели­катностью и художественным вкусом.

8.3.7.  Трудно рекомендовать форму и стиль нового комплекса, тем не менее очевидно, что это должно быть сложное по объему, массам и детали­ровке здание, в целом и в деталях сомасштабное окружающей исторической среде.

8.4. Объёмно-планировочное построение нового комплекса.

8.4.1.  Главная технологическая схема здания (с учетом отмеченного в п.2.4) по мнению Главгосэкспертизы России, допустима и работоспособна. Расположение гл. сцены и зрительного зала, наличие при сцене двух полных карманов и полногабаритной арьерсцены, наличие еще нескольких крупных (обеспечивающих размещение в их габаритах собранных планшетов с деко­рациями размерами 16x16 м) площадок создают для Мариинского театра (первого и, в обозримой перспективе, - единственного в России) не дости­жимые прежде сценические возможности.

8.4.2. С учетом высказанного выше можно считать, что общее объемно-планировочное  решение  (если  не  считать  особенностей,  связанных при сложных гидрогеологических условиях с освоением трехуровневого подзем­ного пространства) нового театрального здания в целом рационально, что не исключает необходимости корректировки проекта по комплексу помещен­ных ниже замечаний и предложений.

Осталась не решенной поставленная руководством ГАМТ проблема со­вместной работы старой и проектируемой новой сцены Мариинского театра. В частности, не найдено место технологического мостка между историче­ским и новым зданиями. Условно показанный технологический мост через Крюков канал реально позволяет осуществлять перемещения персонала и реквизита, но не обеспечивает перевоз собранных планов декораций (мала в чистоте его высота). Нельзя не напомнить, что устройство технологического (крытого) мостика не согласовано с Комитетом по охране и использованию памятников (мостик перекрывает сложившуюся перспективу на Никольский Морской собор от ул. Декабристов).

8.4.3.  В новом здании ГАМТ за отметку ±0.000   по традиции следует принять уровень планшета сцены, совместив или сопоставив его с отметкой арьерсцены исторического здания.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

8.4.4. Проектом не реализована возможность использования для обще­ственных помещений и зон (зона приемов над зрительным залом, ряд кафе и баров, кулуары балконов) лучших видовых точек (вид на старое здание, на Крюков канал, Новую Голландию, Никольский собор и др.). В пояснитель­ной записке автор обещает хороший вид на город с верхних уровней через прозрачную кровлю, но это, по ряду реальных обстоятельств, недостижимо.

8.4.5. Входная зона и фойе театра. Вызывает самые серьезные возраже­ния примененная авторами система «открытого доступа» под покрывало-оболочку. Во-первых, подобный прием не отвечает современным требовани­ям по безопасности. Во-вторых, здесь пересекаются потоки прогуливающих­ся горожан и зрителей (в том числе уже и без зимней одежды и прошедших билетный и специальный контроль). В-третьих, пространство под оболочкой на нулевом уровне - это пока единственная площадь, пригодная для рекреа­ции зрителей перед спектаклем и в антракте (другие выходы из зала - не бо­лее чем коридоры).

8.4.6.  В представленных разработках отсутствуют даже принципиаль­ные решения по зоне VIP. Кроме того, в зале нет лож, в том числе и для VIP, что почти исключает долговременную аренду части мест в новом зале.

8.4.7. До 90% помещений нового театра не имеет прямого естественно­го освещения. Конечно, многие помещение театра могут вообще не иметь естественного освещения, однако нельзя не освещать помещения админист­рации и др. помещения с постоянным пребыванием персонала.

В этой связи вновь встает вопрос о ликвидации оригинального, но не функционального, покрытия проектируемого здания.

8.4.8.  Здание не обеспечено необходимым количеством (в том числе и соответственно оборудованных) эвакуационных выходов.

8.4.9.  Сохраняемые руины Литовского рынка помещены в новый объем здания второй сцены ГАМТ откровенно случайно и без надлежащей функ­ции (почему бы, например, не разместить при них музей ГАМТ ?).

8.4.10.  Авторами не полностью реализованы возможности по построе­нию объема здания, допускаемые участком. Так, не полностью застроен уча­сток; объем здания резко сокращается с ростом этажности; верхние этажи застроены не полностью; не полностью сформированы абрис и объем здания по ул. Союза Печатников и ул. Декабристов. Уже ставшее «знаменитым» по­крытие здания не полностью перекрывает нижележащий объем. Если реали­зовать упущенные сейчас объемно-планировочные возможности, реальным будет отказ от застройки (хотя бы вне проекции сцены) и от устройства вто­рого и третьего подземных уровней, что, при весьма сложных гидрогеологи­ческих условиях, было бы весьма целесообразным.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

10

8.4.11.  Проектом не рассматривались и не решались вопросы уборки снега с поверхности кровли, вопросы ее промывки, вопросы отведения атмо­сферных осадков, в том числе исключающие сход масс льда и снега.

8.4.12.  Не решены вопросы рекреации зрителей перед спектаклем и во время антрактов, так как главный вестибюль открыт для посетителей из го­рода, а выше вместо кулуаров предусмотрены только коридоры или галереи.

8.4.13.  Проекции стен нового театрального здания поэтажно не совпа­дают. Например, подвальные этажи выступили за проекцию вышележащих уровней и находятся в непосредственной (и опасной) близости к руслу Крю­кова канала.

8.4.14.  Не рассматривались, не анализировались и не решались вопро­сы, связанные с необходимостью отапливания пространства под потолком-покрытием, вопросы, связанные с воздухотоком и сквозняками, с отводом конденсата и т.д.

8.4.15.  По всему зданию плохо решены вопрос размещения предпри­ятий питания, их снабжения, организации производства и удаления отходов. Места расположения предприятий питания сейчас откровенно случайны.

8.4.16.  В здании не предусмотрена централизованная служба охраны и даже не показаны (за исключением служебного входа) посты охраны в кон­трольных точках.

8.4.17.  По зданию нет достаточного количества (и необходимой спе­циализации)    мастерских    службы    эксплуатации    здания    (санитарно-технической, столярной для нужд здания), электрического и слаботочного оборудования, малярной (или ремгруппы) и т.д.).

8.4.18. В здании не предусмотрена хозяйственная служба и хозяйствен­ные склады (в том числе расходных средств).

8.4.19.  По всему зданию совершенно не предусмотрены помещения уборщиц (бытовки и хранения инвентаря).

8.4.20. Проектом не рассматривались и не решались вопросы размеще­ния и пропуска по всему зданию инженерных коммуникаций.

8.4.21.  Зрительный зал. Новое здание ГАМТ, по представленным раз­работкам, будет иметь сугубо функциональный зрительный зал характери­зуемый, в негативном плане, следующим. Зал минимизирован по ширине ря­дов и размерам кресел. Такой прием позволил, в условиях стесненного уча­стка, сократить геометрические параметры зала, но одновременно сущест­венно понизил его качество и комфортность в санитарно-гигиеническом, психологическом, художественном и историко-связевом аспектах.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

11

Санитарно-гигиенические параметры зала, несмотря на регулируемый тепло-влажностный режим, не будут оптимальными хотя бы по шумовым характеристикам антрактов. Помимо этого, не ясно еще, обеспечит ли венти­ляционное оборудование необходимые, соответствующие заданным харак­теристикам для всех планируемых вариантов эксплуатации зала (пустой зал, начало заполнения, полное заполнение в начальной стадии, полное заполне­ние в ходе спектакля, эвакуация зала в нормальном режиме), режимы функ­ционирования. В любом случае будет иметь место высокий уровень белого шума от работы вентиляционного оборудования и воздухотока.

Из-за скученности 2000 человек в очень ограниченном пространстве и из-за формы этого пространства (сужающиеся плоскости стен, нависающие поверхности балконов и подвесного потолка), из-за массы навесного обору­дования, очень трудно будет в зале обеспечить психологический комфорт. Зал новой сцены лишен торжественности, а выбранная для него форма не поощряет общение в зале. Иначе говоря, техницизм эстетики нового зала не вполне гуманен.

ГАМТ прославлен, в первую очередь, историзмом, классикой своих постановок. В этой связи не будет художественной и историко-связевой пре­емственности между залом старой оперы и залом нового здания, что для вто­рой сцены потребует соответствующей режиссерской работы.

Зал исторического здания имеет партер (с небольшим амфитеатром), ложи бенуара и яруса. В проектируемом зале применены амфитеатр нор­мального (по условиям обозрения авансцены) заложения и несколько балко­нов (консольного типа), что дает нам принципиально иную схему зала, резко отличающуюся от множества исторических сцен мира. Единственное, что «роднит» зал исторической сцены с новым залом ГАМТ - это наличие не­удобных мест в приближенных к сцене оконечностях балконов и ярусов. В новом зале порядка 200-250 мест на балконах можно оценить, как неудоб­ные.

Если фойе партера и амфитеатра имеет достаточные площади и осна­щение, то нет определенности в организации фойе/кулуаров для балконов, с отметок которых не всегда возможно спуститься на нижний уровень и полу­чить необходимое обслуживание.

В пояснительной записке указано, что в зале будет повешена, по тра­диции и для связи с исторической сценой, люстра. Однако она не показана на чертежах и для ее устройства просто нет ни места, ни высоты.

8.4.22. По мнению экспертизы, проектом предусматривается недоста­точно рациональное соотношение зрительных мест:

партер  881 место, 44%;
балконы  до 1200 мест, 56%

Маяцкая. ГГЭ1608/05

12

Число мест в партере, т.е. в наиболее комфортной зоне, желательно до­вести до 55-60%.

8.4.23. Проектом предложено поделить партер (точнее - это амфитеатр) на три изолированных (т.е. без доступа сцены) отсека, что не соответствует отечественной демократической традиции.

8.4.24.  Глубина зала нового театра (до 33 м) завышена против опти­мальной глубины оперных театров (до 26, примерно, метров), а также и про­тив глубины существующей исторической сцены.

8.4.25.  Имеется необходимость полной унификации основных пара­метров не только главной новой сцены и сцены репетиционного зала, но и главной исторической сцены.

8.4.26.  Различия в форме и объёме исторического и нового зрительных залов, безусловно, приведут к различиям в их акустических параметрах, что создаст объективные сложности в работе хора, солистов, оркестра, дири­жеров.

8.4.27.  Необходимо принять решение о раздельной работе двух сцен или разработать несколько вариантов связи новой и исторической сцен (и их зданий) или подтвердить (в технологическом задании) достаточность вари­анта с возможностью переброски через канал планов с линейными размера­ми 4><16мис ограничением по высоте до 6-7 м.

8.4.28.  Не реализована имеющаяся возможность увеличения вместимо­сти и повышения комфортности репетиционного зала с тем, чтобы создать здесь нормальный зрительский комплекс. Помимо улучшения параметров зала будет необходимо предусмотреть при данном зале помещения зритель­ской зоны (вестибюль, фойе, гардеробы и санузлы, кассы и т.д.).

8.4.29.   Сценическая зона. Требует взаимной оценки сторонами и, в первую очередь, заказчиком и дирекцией театра, выбор параметров портала и планшета новой сцены, т.к. в историческом здании портал сцены выше и шире, чем в новом здании. В техническом задании театра определена необ­ходимость наличия раздвижного портала, что не показано   разработчиками на чертежах.

8.4.30.  Проектируемая сцена предполагает размещение на ней игровых планшетов с габаритами 16x16 м. В более ранних разработках (других про­ектировщиков) предполагалось применять планшеты с габаритами 18x18 м. Ограничение высоты горизонтального перемещения собранных планшетов с объемными декорациями для новой сцены проектировщиками принята в 10 м, в то время как ранее речь шла о 13 м. Все отмеченное требует анализа, оценки и корректировки (либо соответствующего документального подтвер­ждения).

Маяцкая. ГГЭ1608/05

13

8.4.31.  Предложения проекта способны, по всей вероятности, обеспе­чить нормальную работу театра. Вместе с тем, требуют подтверждения ди­рекцией ГАМТ предложенные решения по трансформации новой сцены те­атра, включая: количество    единовременно смонтированных планшетов с объемными декорациями; методы сборки и разборки декораций в выделен­ной для этого зоне (включая вертикальные перемещения). Особого рассмот­рения требует место расположения поворотного круга. Сейчас он находится на сцене репетиционного зала, что не позволяет использовать данный зал в автономном режиме. Предлагается рассмотреть вопрос о размещении круга на площади в осях K-G/9-13, как это было показано на одном из эскизов.

8.4.32.  Требуют рассмотрения (с корректировкой, либо с согласовани­ем дирекцией театра), выбранный вариант механизации главной сцены и схема её трансформации (с применением винтовых подъемников с ходом до 6 м и планов размерами 4x4 м, имеющих возможность подъема на 0,3 м). Верхняя механизация сцены, по всей вероятности, разработана с широким диапазоном возможностей, однако характер ее работы требует более широ­ких разъяснений в пояснительной записке.

8.4.33.  В репетиционном зале не предусмотрена нижняя механизация сцены, правильно ли это (уточнить технологическим заданием).

8.4.34.  Рекомендуется уточнить (вероятно, - в зоне сборки декораций) месторасположение крупногабаритного подъемника (по Минскому пер.). Крупногабаритные подъемники должны иметь возможность подъема/спуска собранных планов 4x16 м (в проекте указано, что сейчас их длина не 16, а 13 м).

8.4.35.  Весьма неудобно решена в здании зона служебного входа -здесь приходится опускаться вниз в гардероб с тем, чтобы затем подняться снова наверх и разойтись по   служебным помещениям. Не лучше ли все не­обходимые помещения входной зоны разместить на нулевом этаже.

8.4.36.  Нет необходимости в устройстве эскалаторов (учитывая их ко­лоссальную пропускную способность) в служебной зоне. Напротив, реко­мендуется рассмотреть вопрос об устройстве эскалаторов в зрительской части.

8.4.37.  В здании предусмотрен ряд помещений медиацентра. В тоже время не проектируется устройство пресс-центра, общественной гостиной и т.п., как это необходимо сейчас подобному учреждению. В составе медиа-центра рекомендуется предусмотреть наличие издательской базы.

8.4.38.  Все интерьеры показаны в темной и мрачной колористике, что, помимо прочего, не обеспечивает в пространствах театра необходимого аль­бедо.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

14

8.4.39.  В репетиционном зале (и если это есть, - так же и в других по­мещениях) необходимо исключить отделку стен и потолков незащищенной стеклотканью.

8.4.40. Не рассматривались и не решались вопросы зашумленности, ко­торая будет иметь место под общим покрывалом - колпаком (шумы от масс зрителей, от работы механизмов, др.).

8.4.41. Артистические и гримуборные всех видов и назначения следует максимально сгруппировать в возможной близости к сцене и/или накопите­лям.

8.4.42.   Репрезентативная (банкетная) зона над сценой должна быть доступна снизу, с улицы, минуя зрительскую часть.

8.4.43.  В проекте не показаны места расположения машинных отделе­ний и операторов, обеспечивающих работу механики (верхней и нижней) сцены. То же - по расположению компьютерных постов контроля (диспет­черская) за работой всех систем и механизмов театра и т.п.

8.4.44. Планы главной сцены будут иметь возможность подъема/спуска на 300 мм. Верно ли это? В представленной документации нет данных об устройстве люков-провалов, лифтов и тележек горизонтального перемеще­ния, обеспечивающих работу люков-провалов.

8.4.45.  В представленной документации нет данных относительно мес­та хранения (вероятно - двух) балетных фур.

8.4.46.  Месторасположение поворотного круга в томе пояснительной записки и на архитектурно-строительных чертежах не совпадают.

8.4.47.  Раздел проекта, посвященный акустике залов нового театраль­ного здания и защите от нежелательных шумов и вибраций, представлен достаточно серьезно. Тем не менее, имеется ряд вопросов, требующих пояс­нений. В их числе: требуют описания и, наверное, корректировки компью­терные акустические модели, представленные в плоскостных схемах; не ясно, почему расчетное время реверберации для всего зала принято равным 1 сек. Расчетный диапазон реверберации, по частотам и зонам зала рекомен­дуется принять от 1,3 до 2,4 сек. Не все ясно с акустической отделкой поме­щений, которая, по мнению экспертизы, не обеспечивает (в нужных зонах) поглощения по низким частотам. Возможно, что для восполнения этого про­бела будет необходимо применить достаточно массивные многослойные перфорированные детали и конструкции в торце зала, в его покрытии и в части боковых поверхностей; нет данных о конструкции пола зрительного зала (для данной конструкции рекомендуется применить звукопоглощающее покрытие). Так же рекомендуется применить мебель с мягкой поглощающей обивкой.   Акустическую   отделку   залов,   по   всей   вероятности,   придется

Маяцкая. ГГЭ1608/05

15

дополнять мягкими занавесями различного типа и с различными акустиче­скими характеристиками.

8.5. Замечания и предложения по совершенствованию объемно-планировочных решений.

8.5.1. Нулевой этаж.

В уровне нулевого этажа не организовано пространство входной зоны и вестибюля. Не воспринята и не отражена сложившаяся российская тради­ция (в т.ч. и отражающая климатические особенности региона) организации входной группы помещений театра - один (главный) вход, аванвестибюль, зона контроля, гл. вестибюль с дополняющими его помещениями (гардероб, общие санитарные узлы, коммуникационное пространство связи со зритель­ным залом, фойе, буфетами, проч.), кассовый вестибюль с дополняющими помещениями (касса, дежурный администратор, комната отдыха кассиров с су., проч.).

Как уже отмечалось выше, входной группе необходима более четкая схема организации вертикальных коммуникаций, позволяющая хорошо ори­ентироваться в незнакомом пространстве и достигать зала или вспомога­тельных помещений и зон возможно короткими путями.

Очевидно, недостаточен фронт прилавков гардероба для зрителей. Схема гардероба не верна, т.к. потребует значительных переходов и встреч­ного движения гардеробщиков. Прилавок должен быть обращен к торцам, а не к плоскости вешалок. Из-за необходимости переустройства пространства перед гардеробом потребуется произвести, в зоне гл. вестибюля, переплани­ровки основных вертикальных коммуникаций.

Главный вход в новое здание, очевидно, необходимо проектировать либо с ул.Декабристов, либо с угла ул.Декабристов и наб.Крюкова канала.

В гл. вестибюле не организовано движение зрителей на вход-выход, на подъем в фойе, на спуск на -1 уровень (этаж) к санитарным узлам, кассам и магазинам.

Как было уже отмечено, театру необходим (и не в подвале, а на плюсо­вых отметках) кассовый вестибюль, достаточно изолированный (выделен­ный) от других помещений театра.

На нулевом в особенности, а на других этажах - по необходимости, те­атр должен иметь полностью контролируемое собственное пространство.

Весьма неудачно решены входы с нулевого уровня в зрительный зал. Необходимо сократить (в ее широкой части) техническую выгородку и на освободившихся (с обеих сторон зала) площадях устроить удобные входы.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

16

На плане нулевого уровня не показано место установки воздухозабор­ников.

Не на месте (затруднена доступность оркестровой ямы) размещена часть комнат дирижеров. Артистическая уборная дирижера, ведущего спек­такль, должна быть приближена к его посту.

8.5.2. Минус первый уровень.

Не на месте размещены: экскурсионное бюро; кассовый вестибюль; магазин сувениров. Состав и площади экскурсбюро и магазина должны быть уточнены. Число приборов и площади общих санитарных узлов очевидно за­вышены. Часть общих санитарных узлов должна быть разнесена по этажам.

Оркестровая яма не доступна с -1 уровня, на котором размещены гри­муборные оркестрантов. Труднодоступен медкабинет (оси 9-1 О/Т). Недос­тупны для работы со сценическим пространством помещения хранения рек­визита.

На -1 уровне пропал сейф скаток мягкой одежды сцены, показанный на плане нулевого этажа. В этой же связи не вполне ясно (на общестроительных чертежах) назначение большепролетных пространств, показанных на -1 уровне.

Рекомендуется уточнить месторасположение грузового крупногаба­ритного подъемника (островное или пристенное; на показанном месте или в осях Д-Е). Допускают ли габариты подъемника перенос собранных планов декораций (4x16x10(13) Ьм. ?

Трюм сцены не имеет обходных галерей и места для их устройства.

Несколько завышены площади артистических оркестра (132+167=400 м2 на 200 чел. в оркестре).

Завышено количество (даже показано несколько идентичных помеще­ний) комнат студии звукозаписи (и соответствующих хранилищ).

Не ясно, как будут канализоваться санитарные узлы, размещенные на минусовых уровнях. Нет данных по проекту переноса из проекции здания существующего городского канализационного коллектора.

Нигде (здесь и на нижележащих уровнях) не зашлюзованы выходы из лифтов и из лестничных клеток.

8.5.3. Минус второй уровень.

Совершенно не ясно, почему на нулевом, -1-ми -2-ом уровнях не сов­падают проекции стен.

Огромные площади неправомерно отданы под хранение осветительно­го оборудования (210+180+50 = 440 м2). Помимо прочего, эти помещения плохо связаны со сценой и со зрительными залами. Мала (15 м2) площадь обувной мастерской; данное помещение - темное.

Почему-то пространство второго трюма сцены подписано, как храни­лище декораций, в то время как здесь размещены выжимные механизмы сцены.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

16

На плане нулевого уровня не показано место установки воздухозабор­ников.

Не на месте (затруднена доступность оркестровой ямы) размещена часть комнат дирижеров. Артистическая уборная дирижера, ведущего спек­такль, должна быть приближена к его посту.

8.5.2. Минус первый уровень.

Не на месте размещены: экскурсионное бюро; кассовый вестибюль; магазин сувениров. Состав и площади экскурсбюро и магазина должны быть уточнены. Число приборов и площади общих санитарных узлов очевидно за­вышены. Часть общих санитарных узлов должна быть разнесена по этажам.

Оркестровая яма не доступна с -1 уровня, на котором размещены гри­муборные оркестрантов. Труднодоступен медкабинет (оси 9-1 О/Т). Недос­тупны для работы со сценическим пространством помещения хранения рек­визита.

На -1 уровне пропал сейф скаток мягкой одежды сцены, показанный на плане нулевого этажа. В этой же связи не вполне ясно (на общестроительных чертежах) назначение большепролетных пространств, показанных на -1 уровне.

Рекомендуется уточнить месторасположение грузового крупногаба­ритного подъемника (островное или пристенное; на показанном месте или в осях Д-Е). Допускают ли габариты подъемника перенос собранных планов декораций (4x16x10(13) Ьм. ?

Трюм сцены не имеет обходных галерей и места для их устройства.

Несколько завышены площади артистических оркестра (132+167=400 м2 на 200 чел. в оркестре).

Завышено количество (даже показано несколько идентичных помеще­ний) комнат студии звукозаписи (и соответствующих хранилищ).

Не ясно, как будут канализоваться санитарные узлы, размещенные на минусовых уровнях. Нет данных по проекту переноса из проекции здания существующего городского канализационного коллектора.

Нигде (здесь и на нижележащих уровнях) не зашлюзованы выходы из лифтов и из лестничных клеток.

8.5.3. Минус второй уровень.

Совершенно не ясно, почему на нулевом, -1-ми -2-ом уровнях не сов­падают проекции стен.

Огромные площади неправомерно отданы под хранение осветительно­го оборудования (210+180+50 = 440 м2). Помимо прочего, эти помещения плохо связаны со сценой и со зрительными залами. Мала (15 м2) площадь обувной мастерской; данное помещение - темное.

Почему-то пространство второго трюма сцены подписано, как храни­лище декораций, в то время как здесь размещены выжимные механизмы сцены.

Маяцкая. ГГЭ1608/05

18

8.5.7. Третий этаж.

Здесь, и по всему зданию, рекомендуется размещать санитарные узлы соосно, на единых канализационных стояках. Не на месте комната отдыха рабочих сцены. Мал склад макетов (мастерская = 98 м2; склад =20 м2).

Необходимо описать какими службами и механизмами занят техниче­ский этаж на отм.13,8 м.

8.5.8. Четвертый этаж.

В проекте нет данных о том, чем и как перекрываются большепролет­ные многосветные пространства.

На данном уровне помещены комнаты, относящиеся к нотной библио­теке, которая размещена выше, это неудобно.

По неизвестным обстоятельствам весьма сильно разнятся площади (в т.ч. удельные площади) гримуборных (на 4 чел. и 24 и 15 м2; на 20 чел. и 70 и 40 м2 и т.д.).

Не на месте (и не нужна) комната приготовления пищи (10 м2) при рек­реации оркестра. Сама рекреация весьма неудобна (это расширенный кори­дор). Необходимы ли зданию репетиционные залы оркестра в количестве, показанном в проекте?

Репетиционные залы оркестра разделены двойными стенами, но их пе­рекрытия и стены в коридор почему-то сохранены одинарными.

8.5.9. Пятый этаж.

Руководство кассовой службы сильно оторвано (пятый и первый под­земный этажи и противоположные концы здания) друг от друга.

На данных отметках и в целом по зданию не предусмотрены, в доста­точном количестве и качестве, помещения руководства новым зданием. По­сещаемые извне помещения администрации, размещенные на пятом этаже, сильно оторваны от входов, не имеют, за небольшими исключениями (ком­ната, эксплицированная, как конференц-зал - на 7 этаже), площадей для про­ведения совещаний. Помещения руководства рекомендуется разместить не выше третьего этажа.

Не на месте нотная библиотека, ее рекомендуется разместить на осве­щаемом фасаде и на одном этаже (уровне). Требуют уточнения состав и площади (в особенности - хранилища) её помещений.

8.5.10. Шестой этаж.

Служебное кафе данного уровня практически не имеет производства.

Очень далеко от сцены и накопителя размещены гримуборные солис­тов балета (в то время как кордебалет размещен на 2 этаже).

Оркестр - на 1 и 4 этажах, а комната отдыха оркестра (оси В-С/6-9) -почему-то на шестом этаже.

Кухня служебного кафе не может быть размещена над хранилищем нотной библиотеки.

8.5.11 Седьмой этаж.

Маяцкая. ГГЭ1608/05





НАВЕРХ