Проект реконструкции фасада здания ТРЦ Регент-Холл и благоустройства Владимирской площади Санкт-Петербурга.
Стадия разработки: Эскизное предложение (концепция).
Визуализация реконструкции фасада здания Регент-Холл. Вид на Владимирскую площадь в направлении от Кузнечного переулка.
Визуализация реконструкции фасада здания Регент-Холл и благоустройства Владимирской площади. Вид со стороны Владимирского собора.
Визуализация реконструкции фасада здания Регент-Холл и благоустройства Владимирской площади. Вид с северной стороны на южную сторону.
Визуализация реконструкции фасада здания Регент-Холла, а также визуализация предполагаемого воссоздания снесенного дома Рогова (трехэтажное здание). Вид с Загородного проспекта.
Историческая справка.
ТРЦ «Регент-Холл»
Адрес: Владимирский пр., д.23 (Загородный пр., д.1) Смотреть на карте Яндекса
Заказчик: ООО “Фэствэй“
Проектная организация: ОАО ЛенНиипроект
Архитекторы: П.И. Юшканцев, В.Е. Жуков, М.Г. Платонов
Этажность: 8
История градостроительной проблемы Владимирской площади Санкт-Петербурга берет начало в конце 80-х гг. XX века, когда на участке правой стороны Владимирского проспекта было решено построить новую станцию метро. Для этой цели предполагалось разрушить дома №№ 19 и 21 по Владимирскому проспекту и дом № 1 по Загородному проспекту.
Одно здание — бывшее Владимирское уездное училище (дом № 21; построено после 1870 года) разобрали, стали направлять силы на остальные. Но благодаря активному вмешательству общественности и усилиям, предпринятым академиком Дмитрием Лихачевым, удалось отстоять выходящий на площадь исторический дом Дельвига (Загородный пр. д.1) и дом 19 по Владимирскому проспекту -доходный дом И. В. фон Бессера. Это здание впоследствии было реконструировано с искажением силуэта фасада надстроенной мансардой. В 2003 году в нем открылся торгово-гостиничный комплекс «Владимирский пассаж».
В начале нулевых территорию вокруг новой станции метро решили отдать под застройку коммерческого торгового комплекса с включением в нее и самой станции метро. Распоряжение об этом подписал губернатор Яковлев в 2001 г. КГИОП настаивал на воссоздании утраченного здания уездного училища.
В 1998-2001 гг. проект разрабатывали В. Л.Чулкевич и В. Е. Жуков. Объемное решение заключалось в том что фасад высотной части был отодвинут от "красной линии" застройки Владимирской пл. на 10 метров,что позволяло воссоздать здание Епархиального училища полностью, с его крышей. Этот вариант был согласован с КГА и КГИОП. Заказчика - фирму Фаствэй не удовлетворяла малая площадь нового здания, и им было принято решение выдвинуть фасад вперед, и привлечь к работе над новым вариантом заслуженного архитектора России П. И. Юшканцева. П. И. Юшканцевым и В. Е. Жуковым был переработан предыдущий проект, и заново пройдены согласования в КГА, и КГИОП. Разработка рабочих чертежей и авторский надзор были осуществлены силами 14 мастерской ЛенНИИ проекта под руководством П. М. Юшканцева. По его словам, Владимирская площадь уже много лет представляет собой хаотичную застройку, поэтому говорить о ее ансамбле не приходится. В тоже время, в композиции фасада прослеживается попытка "увязать" новое здание с Владимирским собором. Этой цели по мнению проектировщика должна служить ротонда из столбов в верхней части здания. Однако технократический характер и непродуманные пропорции ротонды, по мнению многих экспертов и простых горожан, наоборот, являются наиболее диссонирующим элементом этого здания.
Еще не открывшись, здание уже получило негативную оценку со стороны городской общественности, профессионального сообщества и официальных представителей власти, включая и губернатора Валентину Матвиенко, признавшая здание "градостроительной ошибкой". А директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, высказал назвал здание на Владимирской – "самым вопиющим из того, что было построено в центре».
В 2006 году по решению Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Regent Hall был признан невписывающимся в окружающую среду и нарушающим привычную петербургскую перспективу. По трем критериям — «образность», «соразмерность» и «влияние на историческую среду» — «регентский» дом получил отрицательные оценки.
По заключению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) высотное здание Регент-Холла вызывающе вульгарного вида обезобразило площадь и разрушило ее композицию. ВООПИиК также отмечает, что в настоящее время существует угроза еще большего разрушения историко-культурно образа Владимирской площади: "Сегодня рассматривается вариант строительства еще одной высотки – бизнес-центр на месте дома Рогова (Загородный проспект, 3/17), характерного образца архитектуры пушкинского Петербурга. Решение о сносе дома Рогова уже принято. А возведение на его месте бизнес-центра даже допустимого регламентом высотного максимума (28 метров) лишит Владимирскую церковь ее доминантной роли и довершит уничтожение Владимирской площади как некогда гармонично выстроенного градообразующего комплекса. "
По информации, полученной из общедоступных источников, инвесторы (холдинг «Фастком» и компания "Фирма «Феникс 10") вложили в строительство около $18 млн. В конце апреля 2010 г. Бизнес–центр «Регент Холл» на Владимирском пр., 23 (со встроенным вестибюлем станции метро «Достоевская») был продан Renaissance Development (входит в турецкий строительный холдинг) за $25,5 млн. Комплекс общей площадью 11,6 тыс. м2 состоит из торговой части (первые четыре этажа) и бизнес–центра класса В+. Стоимость аренды помещений в бизнес–центре на 2010 г. варьировалась от $1,2 тыс. до $2 тыс. за 1 м2, что, предположительно, позволяет окупить здание в трехлетний срок.
Технологические возможности, социальные и культурные потребности для преобразований "градостроительных ошибок" на примере Регент-Холла.
Здание Регент-Холла в настоящее время является диссонирующим объектом доминантного масштаба, который вносит негативное влияние и причиняет ущерб историко-культурной среде Владимирской площади, а также прилегающим к ней проспектам, улицам, переулкам. Большинством горожан и гостей города здание воспринимается негативно.
С архитектурной точки зрения фасад здания Регент-Холла помимо недостатков имеет и преимущества.
К недостаткам следует отнести решение в виде ротонды из столбов, опоясывающих башенную надстройку. Эта ротонда имеющая чисто декоративную функцию - попытка облагородить облик здания и увязать его с Владимирским собором, не выполняет ее, а наоборот, по причине несоразмерности форм и отсутствию купольного завершения, является наиболее диссонирующим элементом. Ротонда воспринимается громоздким незавершенным элементом, нарушающим элементарные художественные принципы формообразования. Вторым наиболее явным недостатком являются окна квадратной формы офисного крыла здания. Они диссонируют с ритмом и пропорциями окон исторической застройки.
Положительным моментом фасадного решения является вогнутая форма надстроенной части, а также башенной завершение над ним, отодвинутое вглубь от лицевой части. Для небольшой площади неправильной планировки вогнутая форма лицевого фасада выходящего на нее здания в целом является преимуществом. Дело только в том, что в данном конкретном случае это преимущество не реализовано и не раскрыто в достаточной мере.
Несмотря на то, что многим это здание может показаться безнадежной "градостроительной ошибкой", у него имеются перспективы к регенерации в историко-культурную среду и реабилитации в глазах горожан и гостей города.
Уровень развития строительных технологий и экономическое благосостояние в настоящее время позволяют щадящими методами производить реконструкцию зданий.
Во первых, как правило, в подавляющем большинстве современных построек фасады не зависят от несущих опор, что означает, что эти фасады могут быть реконструированы независимо от капитальных конструкций и от внутренних помещений. Во вторых, в настоящее время уже сложились, опробованы и развиты технологии навесных фасадов, позволяющие фактически не затрагивая существующие фасады, скрывать их за новой оболочкой. Ситуация значительно облегчается богатством и разнообразием современных отделочных материалов, в том числе декоративных штукатурок, наносимых методом напыления, и позволяющих имитировать любые натуральные материалы.
В целом, прогресс отрасли стройматериалов и технологий в настоящее время значительно опережает способности их применения и с эстетической точки зрения используется часто неэффективно. Утрата навыков формообразования, связанная с целым рядом факторов - низкий уровень архитектурного образования, недооценки эстетической роли возводимых строений, устойчивыми сложившимися нигилистическими стереотипами, отвергающими то, что было построено ранее, - все это вступает в противоречие и с реальными возможностями современных технологий и с действительной эстетической ролью зданий и архитектуры в целом.
Технология навесного фасада рано или поздно станет действенным методом преобразования облика зданий без капитальных переделок. Она позволит эффективными средствами модернизировать фасады зданий, уделяя внимание их внешнему виду и согласованности друг с другом, и скрывая за их оболочкой определенную часть "ошибок" эпохи градостроительного произвола, которая в настоящее время претерпевает бурную фазу, имеющую признаки агонии. Проще говоря, архитектура, как всегда инертна и идет позади всех опережающих ее технологий. В настоящее время технические возможности и эстетические потребности общества находятся в стадии формирования новых запросов, которые в недалеком будущем приобретут характер потребности в гуманном облике окружающей среды.
Какие градостроительные задачи решаются преобразованием фасада здания Регент-Холла?
С градостроительной точки зрения необходимо, как минимум, нейтрализовать диссонирующий характер здания Регент-Холла. А максимум - придать облику здания приятные гармоничные черты и вписать здание в ансамбль Владимирской площади.
В первую очередь демонтируются элементы ротонды - трубы и "обруч-антаблемент". Также демонтируется балюстрада и рекламный экран.
Существующая оболочка покрывается металлокаркасом, на который монтируется обшивка, покрытая тонким слоем эластичной фасадной штукатурки и новыми оконными блоками с пропорциональной расстекловкой.
На освобожденной от загромождения ротондой башне-барабане из металлокаркаса и кровельного железа возводится завершающий купол. Гладкотянутые профили (молдинги) выполняются из легких композитных материалов. Они играют ключевую роль в гармонизации пропорций здания.
Боковое офисное крыло, также выходящее на лицевым фасадом на Владимирскую площадь, отделывается в цветовой гамме и стилистике, отличной от центрального фасада торговой зоны. По характеру оно становится ближе к зданию справа (доходный дом И. В. фон Бессер "Владимирский пассаж"). Существующие окна сохраняются в своих осях, но заменяются другими, либо поверх существующих окон навешиваются новые с видоизмененными пропорциями и классической расстекловкой. Верхний этаж покрывается кровельным железом, имитируя мансарду. В правой части крыла вместо малой ротонды без навершия возводится малый купол.
Прием разделения общего массива здания на две части выполненные в различной стилистике преследует целью решение сразу нескольких градостроительных задач.
Во первых, стилистическая разница в облицовках на здания, превращает его в два отдельных здания, которые более не воспринимаются единым несимметричным массивом (центр и боковая пристройка). Напротив, благодаря этому делению, здание воспринимается как два разных дома. При этом раскрывается не выявленное ранее равновесие и симметрия. Центральная вогнутая часть приобретает самостоятельность и правильную симметричную форму, по обе стороны от которой располагается, с одной стороны "Владимирский пассаж", а с другой "офисная пристройка" самого Регент-Холла, стилистически выделенная и ставшая отдельным зданием. Архитектурное равновесие всех трех зданий подчеркивается благодаря купольным завершениям. Купол центральной части сочетается с малым куполом офисного здания и с малым куполом Владимирского пассажа. В целом общий архитектурный ансамбль Владимирской площади складывается благодаря взаимосвязи этих новых куполов с куполами Владимирского собора и колокольни. Купол центральной части, кроме того, необходим для завершения композиции основного здания. В настоящее время, даже по признанию простых горожан, здание с ротондой выглядит незавершенным -"крышу сорвало ветром".
Стоит подчеркнуть, что новые купола не спорят с куполами религиозного учреждения - в силу гражданского характера они являются лишь архитектурными акцентами, объединяющими здания Владимирской площади в единый ансамбль.
В итоге, благодаря рациональному подходу к формообразованию щадящими методами переоблицовки фасада решаются несколько важных и сложных задач:
Во-первых, нейтрализуется диссонирующий характер и негативное влияние здания на окружающую историко-культурную среду города.
Более того, влияние здания на окружение с негативного приобретает положительные признаки. Вместо разрушения ансамбля Владимирской площади здание начинает выполнять конструктивную объединяющую роль. Центральный фасад теперь является своего рода замковым камнем ансамбля Владимирской площади и доминантой правой стороны Владимирского проспекта, уравновешивающей два других здания по обе стороны.
Во вторых, оценка здания с негативной, не снизившаяся в настоящее время среди населения, вопреки ожиданиям, что, дескать "привыкнут", с преобразованием фасада с высокой степенью вероятности приобретет положительную оценку, а возможно, при удачном исходе реконструкции, станет притчей во языцех - как пример того, что безнадежная и бесперспективная "градостроительная ошибка" усилиями зодчих, инвесторов, и возможно не без участия властей, была исправлена и превращена в достойный пример новой, красивой и гуманной архитектуры.
Выгоды проекта для инвестора и девелопера.
В настоящее время здание Регент-Холла воспринимается большинством горожан негативно, не ассоциируется с престижным местом, а наоборот, производит впечатление деградирующей постройки эпохи 90-х. Субъективно здание производит отталкивающее впечатление. Между тем, само место имеет значительно больший потенциал, чем та участь, которая уготована ему стечением неблагоприятных обстоятельств.
Реконструкция лицевого фасада знания Регент-Холла прогнозируемо может привести к реабилитации здания, значительного повышения его престижа и популярности. Расходы на реконструкцию компенсируются впоследствии возможностью обоснованного повышения арендных ставок и привлечением арендаторов элитного сегмента рынка. Очевидным образом, и продажная цена объекта станет выше во многом благодаря проведенной реконструкции фасадов.
Обновление фасадов здания в контексте возрождения историко-культурной среды Санкт-Петербурга многократно повысит престиж и популярность самого инвестора, создавшего прецедент преобразования явно негативного диссонирующего объекта в значимую положительную доминанту, преобразующую весь ансамбль Владимирской площади.
Благоустройство Владимирской площади.
Схема озеленения островков безопасности на Владимирской площади.
Владимирская площадь в настоящее время представляет собой неустроенный некомфортный участок, загроможденный рекламными щитами и хаотическими бессистемными рекламными вывесками на фасадах. 90-е годы - это та эпоха в которой она осталась. Отягощенная "градостроительными ошибками" нулевых, и с перспективой надстройки над домом Рогова произвольного и фактически никем не контролируемого вида офисного здания, Владимирская площадь претерпевает очевидную деградацию.
Отдельным негативным штрихом являются островки безопасности неправильной формы с острыми углами.
Однако, этот небольшой недостаток можно превратить в преимущество, покрыв эти участки зеленью с выставленным в кадках или высаженным регулярно остриженными кустарником и двумя- тремя деревьями. Безжизненная неустроенная площадь приобретает привлекательный приятный вид.
Разумеется, стационарные рекламные щиты должны быть демонтированы, а навесная реклама приведена в соответствие с внятным дизайн-кодом, ориентированным не на трущобы, а на стилистику Северной столицы.
Санкт-Петербург - начало XXI века. Градостроительный театр абсурда?
Ситуация с домами Дельвига, Рогова и уездного училища симптоматична, показательна и напоминает известную басню про лебедя, рака и щуку но с окончанием из другой басни - "Квартет".
Градозащитники пытаются отстоять рядовые постройки непримечательного вида, которые не сочетаются уже с более поздними классическим зданиями, развитыми в декоративном оформлении и превышающими их по размерам в два раза.
Девелоперы хотят снести эти постройки и застроить участки по своему усмотрению без привязки к контексту в общем духе ситуативного хаотичного строительства.
Контролирующие госорганы (КГИОП) пытаются соблюсти интересы обеих сторон.
В итоге недовольными оказываются все.
Уездное училище. Градозащитники и КГИОП настаивают на воссоздании снесенного здания. Девелопер "воссоздает" его с "надстройкой", многократно его превышающей. Фактически, цель "воссоздания" выполняется, но в извращенной форме. Результатом является не воссоздание постройки в прежних формах и размерах, а огромное новое здание, неотъемлемой частью которого, как в кошмарном сне, оказывается "воссозданное" здание. Которое уже не является самостоятельным, его формы уже не соответствуют новым масштабам нового строения. Это совсем другое здание, не имеющее никакого отношения к тому, что было на этом месте ранее.
Девелоперы воспринимают "воссоздаваемую" постройку как досадное обременение, и преследуя финансовые выгоды, пытаются как-то вписать надстройку в композицию площади.
Результат - несбалансированный диссонирующий объект доминантного масштаба.
Дом Дельвига, когда-то спасенный от сноса усилиями градозащитников, теперь оказывается стоящим перед офисным крылом этого нового объекта, и воспринимается как случайная помеха. Новый дом забивает его своей массой. Здания не контрастируют, а диссонируют друг с другом и с окружающими историческим соседями.
В итоге нарушается главный градостроительный принцип Санкт-Петербурга - регулярный характер фасадов, выстроенных в одну линию. Вместо это получается хаотичная ступенчатая застройка, свойственная городам, расположенных на холмах, или просто городам с бессистемной застройкой.
Ситуация с домом Рогова развивается по сценарию уездного училища. Трехэтажный дом снесен и обязан к воссозданию. Над ним скорее всего будет сооружена надстройка произвольного вида вне исторического контекста, никак не связанная с окружающими зданиями.
Основной градостроительный смысл Санкт-Петербурга - перспектива и регулярность - имеет высокий риск в очередной раз быть жестко нарушенным, а Владимирская площадь - претерпеть дальнейшую деградацию.
Очевидно, что в этой ситуации не хватает важного звена, без которого регулярный рациональный город местами начинает приобретать черты, свойственные умалишенному.
Магистральные проспекты и улицы, а также набережные и площади в исторической части города - это сформировавшаяся историко-культурная среда с ясным архитектурным кодом, - это то, что затрагивает всех без исключения. Противоречие заключается в том, что законодательная база и нормативы градостроительного регулирования, сдерживая в целом новое строительство в историческом центре, практически никак не ограничивают стилистические особенности возводимых строений, там, где новое строительство удается допустить. Получается, то что принадлежит всем - зависит от случайных предпочтений владельца, не учитывающего окружающую историческую застройку. Что является крайне опасным для исторического города и в большинстве случаев приводит к плачевным результатам.
Необходимым для исторического города является усиление охранных функций государственного и общественного регулирования на тех немногочисленных участках, где ведется или планируется новая застройка. Позитивная градостроительная стратегия в исторической части Санкт-Петербурга заключается не иначе как в стабилизации историко-культурной среды. И любое обновление может иметь положительные черты только в контексте ее возрождения. В любом другом случае, сценарий развития имеет высокий риск свернуть в колею деструктивного направления путем клонирования очередных "градостроительных ошибок".
Принимая во внимание общий низкий культурный уровень нового строительства, выведение из под охранных зон территорий, в настоящее время может расцениваться как прямое вредительство историческому облику города. А перевод территорий промышленной зоны серого пояса в земли жилого и коммерческого назначения, наоборот, является гуманным и благоприятным.
Неоклассика.
Построившие здание Регент-Холла девелоперы, охарактеризовывают его стиль как "нео-классик". Здание действительно в зачаточном виде в своей форме содержит намеки на классическую архитектуру. Идея не развита, а пропорции искажены. Остается только довести эту идею до логического завершения - и из несуразного монстра может получиться вполне приличное и красивое по своему виду строение, сохраняющее свою доминантность в положительном смысле. Будучи переработано в пропорциях , материале и формах оно становится связующим звеном или замковым камнем Владимирской площади - оно перестает противоречить Владимирскому собору, согласовано с ним и с окружающими его строениями.
Так как идея классики заявлена изначально, тут не приходится прилагать значительных усилий, в отличие от ситуации с новым зданием Мариинского театра (Мариинка-2), чтобы опровергать сложившиеся стереотипы - "классика неуместна", "нельзя строить, как в 19-м веке" и т.п.
Классика, на примере преобразования фасада Регент-Холла - это последовательное развитие идеи, в настоящее время сбившейся с пути где-то в самом начале.
Архитектура классических форм - это архитектура будущего, как логическое следствие функционального строительства, использующая его технологии, но на новом уровне обращающая свой взгляд к своей истории в поисках сочетания фундаментальных законов формообразования, гуманного влияния на окружающую среду и новых образов времени.