Проект реконструкции фасада нового здания Государственного Мариинского театра.
Стадия разработки: Эскизное предложение (концепция).
Вид на Новое здание Мариинского театра (Мариинка 2) с ул. Декабристов.
Вид на Новое здание Мариинского театра (Мариинка 2) с наб. Крюкова канала за мостом Декабристов.
Вид на Новое здание Мариинского театра (Мариинка 2) с Театральной площади со стороны улицы Глинки.
Цель предлагаемого проекта проста - привести в порядок стены функциональной коробки здания новой сцены Мариинского театра. Если быть точнее, и называть вещи своими именами, то задача в том, чтобы нейтрализовать результат необдуманного, шаблонного и дошедшего до апофеоза визуальной дегенерации строительства, которое демонстрирует на данный момент новое здание Мариинского театра.
Новое здание Мариинского Театра в нынешнем виде имеет ряд существенных недостатков, которые на первый взгляд могут показаться фатальными.
Внешний вид захватившего целый квартал здания представляет нагромождение несвязанных между собой и противоречащих окружению форм. Хаотичность расположения оконных проемов, сбивающая ритм и нарушающая элементарный визуальный порядок. Избыточно выпирающие огромные эркеры, невыгодно подчеркивающие остроту углов здания. Балконы-корытца над этими эркерами, кажущиеся, напротив, смехотворно малыми, и, также как и окна, беспорядочно выдвинутыми. Монструозного вида вантовый мост - символ бессмысленного насилия над историческими перспективами. Навесы над главным входом и на кровле здания, представляющие собой частоколы из острореберных металлических балок, выкрашенных в цвет артиллерийских орудий и направленных в сторону исторического здания театра и в сторону входящих посетителей. Навес на кровле, кроме того, что резко диссонирует со всем окружением, загромождает остекленный купол самого здания. Карикатурная "классическая" пристройка, приставленная "как попало" к "лицевому" фасаду (назвать его лицевым можно лишь с изрядной долей сарказма) - циничное издевательское напоминание о том снесенном историческом квартале, который тут был ранее. На что ни глянь, нет ничего, чтобы демонстрировало бы здравую мысль и трезвый рассудок в разработке внешнего вида здания.
Но, несмотря на все это, построенное здание намного лучше чем то, которое планировалось возвести ранее. Очевидно, что степень агрессии к человеку и к окружающему пространству в существующей постройке значительно ниже, чем первоначальном проекте. Но конструирование в пустом абстрактном пространстве, а затем строительство на месте снесенного исторического квартала, где вокруг еще остается полно домов и людей, неизбежно приводит к результату, в котором остается заметна агрессия по отношению и к людям, и к окружающим домам. Ведь это ни что иное, как обычный строительный экстремизм.
Большим плюсом конструкции нового здания Мариинки является то, что внешняя оболочка не зависит от несущих опор, это фактически облицовка, скрывающая несколько независимых друг от друга строений. Это означает, что безболезненно для внутренних помещений фасад может быть реконструирован, в отдельных частях вплоть до полной замены. И эта операция не представляет особой сложности. В местах технической зоны, где возможно, реальная перепланировка оконных проемов, будет затруднительна в запасе остается щадящая реконструкция отдельных частей внешней оболочки с применением фальш-окон.
За примером реконструкции функционалистского здания далеко ходить не надо. Прямо на этом же самом месте в 1950-х гг. был реконструирован ДК Первой Пятилетки, построенный в 1930-х гг. в стиле советского функционализма, голая конструкция которого была гуманным образом преобразована и в итоге приобрела классические гармоничные очертания.
В отличие от ДК Первой Пятилетки образца 1930-х гг. его фукционалистский преемник - Мариинский Театр, зашел значительно дальше в визуальном регрессе, деградации и, неосознанной, а возможно и целенаправленной агрессии против человека. Приводимое ранее сравнение входных групп обеих зданий позволяет сделать именно такой вывод. Входная группа новой сцены Мариинского Театра, по сравнению с главным входом ДК Первой Пятилетки 1920-х гг., - это образец максимально, до исступления, некомфортного и недружественного человеку входа в здание.
Скруглить угловой вход, как это диктуют правила здравого смысла, и как и было сделано в ДК Первой Пятилетки, - в новом здании Мариинского театра теперь затруднительно, так как этому мешает несущий угловой опорный столб. Это возможно, сделать, только захватив еще больше пространства над и без того небольшим клочком земли на углу Крюкова канала и Декабристов.
Поэтому, практически единственным, наиболее целесообразным решением будет работа над максимальной нейтрализацией существующего угла входной группы. Решений не много, но они и в этом, почти патологическом случае, существуют, и вполне действенны.
Второй явный признак визуальной деградации, по сравнению с ДК Первой Пятилетки - это беспорядочные группы окон, несоразмерных ни человеку, ни самому зданию, которые сложно назвать рядами, нарушающие и сбивающие естественные для человека ритм, симметрию и порядок.
Так как стены здания не являются несущими, проблема этих окон может быть решена демонтажем части этих внешних стен и заливке новых стен с порядочными оконными проемами, без какого бы то ни было влияния на несущие конструкции здания.
Фасад - это оболочка, которая может быть заменена на другую, независимо от несущих опор и независимо от внутренних планировок, - это единственное главное достижение функционализма, которое дает некоторую свободу всем, кто решится не сносить, а гуманно преобразовать визуально примитивные, игнорирующие окружающие дома и людей, и потому неприятные здравому уму и психике человека функционалистские трущобы.
Новое здание Мариинского Театра, в отличие от своего советского функционалистского предшественника, обладает намного более независимыми стенами, что и дает возможность для более широких преобразований.
Реконструкция фасада нового здания Мариинского театра осуществляется в 3 приема:
1. Демонтаж всех ненужных бессмысленных элементов - результатов либо случайного строительства "по ситуации", либо целенаправленных действий, направленных на причинение максимально ущерба и самому облику здания, и видовым историческим перспективам, и психике проходящих мимо людей.
Демонтаж вантового моста, по которому никто и никогда не будет переносить никаких декораций. Демонтаж металлического остекленного навеса над главным входом, стоять под которым, трезвому человеку психологически некомфортно и опасно.
Демонтаж металлического навеса на кровле - по той же причине. Эти навесы, в виде остекленных частоколов из острых ребер, напоминающие артиллерийские орудия, - вольно или невольно, наиболее агрессивные элементы здания. При острой необходимости навесы впоследствии могут быть возвращены на место, но переделанные в гуманных формах.
Демонтаж муляжа фрагмента Литовского рынка, - результата совместной карикатурной работы бюрократии и строителей.
Демонтаж оркестровых балкончиков "для проведения парадов". На этих "корытцах" никогда не будут играть никакие оркестры, а по улице Декабристов никогда не будут проходить парады.
Все перечисленное - реально лишнее, этого не так много, но оно производит устойчивое впечатление нелепого, до идиотизма, бессмысленного нагромождения, благодаря чему здание и носит название - "сарай в натуре".
2. Приведение в порядок стен и оконных проемов.
Оконные проемы и эркеры в существующем виде, случайно или целенаправленно, лишены какого бы то ни было порядка, симметрии и логики, что закономерно укрепляет устойчивые ассоциации с "сараем". Остекленные эркеры избыточно и грубо выступающие из углов здания - подчеркивают остроту его углов, вызывая предсказуемые стабильно негативные ощущения.
Так как стены не являются несущими, а являются лишь оболочкой, они частично демонтируются без ущерба для основной конструкции и переделываются в соответствии со здравой логикой. Там где это затруднительно - применяется метод фальшокон поверх существующих стен. В итоге площадь остекления будет увеличена. Оконные проемы становятся упорядоченными и соразмерными и зданию, и человеку.
Благодаря увеличению площади остекления и симметричному расположению оконных проемов ониксовая стена в фойе здания по настоящему раскроет свою красивую округлую форму, которая будет эффектно просматриваться при включенной подсветке.
3. Разделка, профилирование, облицовка.
Переделанные стены облицовываются тем же материалом, - юрским мрамором, или любым другим подходящим материалом. В целях удешевления облицовку возможно заменить полимерной тонкослойной штукатуркой. Эстетика при этом не пострадает. Так как основным инструментом, служащим для приведения в порядок здания служит пропорционирование и профилирование массива поверхностей стен.
В предложенном проекте новое здание Мариинского театра не имеет как такового декора, кроме геометрических профилированных элементов. А они - это связующее звено между математическими пропорциями, физикой света и тени, и психологией воспринимающего человека. Благодаря рациональному профилированию удается добиться гармонизации общего массива здания с отдельными более мелкими элементами, удается добиться сбалансированности и последовательности всех форм и лаконичного, но вполне внятного, впечатления о том, что это строение - не торговый комплекс, а все же, театр.
Новая облицовка фасада Мариинского театра 2 состоит из профилированных геометрических элементов - русты, гладкие молдинги, и т.п. Декор как таковой отсутствует, или, если причислять к декору геометрические профили (что не совсем верно), сведен к минимуму, так как основная цель - не украшение, а нейтрализация диссонирующих форм, общая гармонизация пропорций и регенерация с историко-культурной средой.
В данном проекте новое Здание Мариинского театра, приобретая классические формы, вместе с тем, лишено налета "имперскости", в чем упрекали одного из участников второго конкурса. За счет разделки, пропорционирования и профилирования, оно избавляется от тяжеловесности, которая на данный момент свойственна существующей постройке. Оно несет в себе легкую, едва угадываемую, ненавязчивую идею принадлежности к сфере искусства. Оно производит благоприятные и уместные в контексте Театральной площади ассоциации с венецианскими палаццо.
Этому способствуют мотивы аркад, которые играют ключевую роль в гармонизации и гуманизации монотонных растянувшихся на целые кварталы стен.
В настоящее время, проходя мимо угловатых немасштабных человеку окон, со сбивающимся, хаотичным ритмом, или точнее с отсутствием ритма, человек испытывает удручающее и почти физическое раздражение. А благодаря элементарному рациональному расчленению и пропорционированию массива стен, здание приобретает гармоничный приятный вид, становится в своих визуальных формах сомасштабно и окружению, и человеку. Человек, проходя или проезжая по улице Декабристов, или проплывая на лодке по Крюкову каналу, глядя на упорядоченный ритм арочных проемов, прогнозируемо будет испытывать приятные впечатления. Аркады - используемый именно в таких случаях и многократно проверенный прием.
В предложенном проекте новое здание Мариинского театра естественным образом начинает сочетаться с окружающими построенными ранее зданиями. Оно близко по цветовой гамме и композиции зданию Консерватории, и, вместе с тем, отличается от нее. Мариинка 2 с заново облицованным фасадом сочетается и с классическим домом сталинской эпохи напротив, по ул. Декабристов, в котором угадываются мотивы флорентийских домов. Также она сочетается и с доходным домом в стиле эклектичной классики, расположенном напротив по диагонали через Крюков канал на ул. Декабристов. Вместе три театральных здания, - Консерватория, Мариинский театр 1 и Мариинский театр 2, - образуют симметричную уравновешенную композицию, - Историческое здание Мариинки 1 по обе стороны оказывается в центре на одной оси между схожими между собой, но отличающимися друг от друга, Консерваторией и Мариинкой 2.
Тем самым, работа над реконструкцией фасада Нового здания Мариинского театра приводит к решению более широкой задачи, чем нейтрализация негативного облика существующего здания. Эта работа логично и последовательно приводит к тому, что разрешается архитектурная задача комплекса из трех общественно значимых театральных зданий, в целом образуя и завершая ансамбль Театральной площади.
Наб. Крюкова канала, д. 6-8. Доходный дом А. М. Тупикова.(1871-1874 гг.) находится напротив Мариинского театра. Крюков канал. д.6-8. Дом прозван артистическим, так как в нем проживали многие выдающиеся люди мира искусства, в том числе Игорь Федорович Стравинский.
Ошибочно было бы предполагать, что предложенный проект реконструкции (переоблицовки) фасада нового здания Мариинского театра - это "копирование" "старой, давно ушедшей" архитектуры.
Задача проекта нейтрализовать негативное последствие своевольного ситуативного строительства, и естественным образом этого можно добиться, руководствуясь гарантированно проверенными приемами.
Поэтому, сама задача и элементарный здравый смысл диктуют свою логику и заставляют основываться на отвергнутых своевольными строителями базовых архитектурных принципах, которые, в свою очередь, также естественны, как, например, в музыке - ритм, лад и семь нот.
Классическая форма - это неизбежный результат преобразования ситуативных произвольных построек - монструозных фантомов дошедшей до ручки деструктивной строительной деятельности. Поэтому архитектура классических форм - ничуть не менее, и даже более современная архитектура, чем любая другая.
Выражаясь более точно, результат строительства, имеющий право носить название архитектуры, так или иначе, должен содержать в себе определенный ряд неотъемлемых признаков - важным из которых является рациональное формообразование - работа над внешним видом. За века своей истории архитектура выработала устойчивые системы, приемы и методы этой работы, которые выражают и мысль, и опыт, и результат работы над многочисленными ошибками многих поколений зодчих. К сожалению, все это богатство знаний, с легкой руки функционалистов 20-хх г. XX-го века, было неосмотрительно отброшено и отвергнуто. Тому были свои причины. Но, бросать легко, а приобретать сложно. За немногим менее сто лет этот отказ от знаний и первооснов, как если бы музыкант отказался от семи нот, логически и закономерно привели целую отрасль - строительство, к очевидному визуальному регрессу и деградации форм. А там где нет осмысленной работы над формой - нет и архитектуры, остается лишь ситуативное, лишенное ориентиров, строительство, выражающееся в примитивных, лишенных развития, формах, или даже не имеющее каких-либо внятных форм.
К сожалению, в исторических городах, результаты этого абстрактного произвольного конструирования приобретают ярко выраженный насильственный характер и выливаются в строительный экстремизм. Так как, для самоутверждения обычно уничтожаются исторические здания, а возводимые на руинах новые постройки строятся без соблюдения элементарных архитектурных принципов и без учета окружения, оправдываясь утверждениями, что они и есть единственно "современные".
Данный проект показывает, как, будучи свободным от зашоренности и стереотипов, не отбрасывая историю, а следуя ей, и руководствуясь элементарными архитектурными правилами, можно гуманно преобразовать уродливую постройку в приличное, соответствующее своему назначению и гармонирующее с окружением, здание.
Будущее архитектуры - не в "звездности", не в моде, и не в ситуативном хаотичном строительстве, отрицающем всю предыдущую историю, и оправдывающемся легковесными пропагандистскими лозунгами. Будущее архитектуры - в рациональном конструировании, опирающемся на историю, на основательный опыт зодчих прошлых времен. Как ни банально - без прошлого нет будущего. И, рано или поздно, архитектура вернется к этой простой, но верной идее. И наряду с функцией и конструкцией, она вспомнит что никак ей не обойтись без формы. Ничто, за исключением глупости, не мешает сейчас, в наше время, строить не только удобные и прочные здания, но и красивые.
Очевидная визуальная регрессия и деградация функционального строительства - это прямая причина будущей классической архитектуры, которая, в отличие от своего предшественника, будет развитой, рациональной, гуманистичной и гармоничной.
Суть идеи.
В Санкт-Петербурге наметилась тенденция - объявлять и сокрушаться о градостроительной ошибках, но вместо того чтобы их исправлять, наоборот, предпочитают их плодить, ссылаясь на уже допущенные. Тихой сапой город скоро может быть уничтожен как исторический объект и превращен в джунгли из стекла и бетона с торговыми комплексами, бизнес-центрами и жилыми многоквартирными домами произвольного вида, построенными без учета историко-градостроительной среды, диссонирующими с ней и наносящими ей ощутимый урон.
Градостроительный Закон Санкт-Петербурга 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон" - может стать действенным инструментом в регулировании строительной деятельности в исторической части города, однако, его соблюдению препятсвуют отдельные чиновники из охранного ведомства (КГИОП), использующие возможность выдавать разрешения, противоречащие и этому закону и прямому назначению этого ведомства.
Безусловно, город должен развиваться. Вопрос в том, что в очередной раз, как и в начале 20-го века, понимая значимость сложившейся историко-культурной среды и степень влияния на нее возводимых новых строений, требуется повысить ответственность и ограничить произвол девелоперов, в сложившейся ситуации зачастую принимающий ярко выраженную экстремисткую форму.
Наиболее конструктивным развитием исторического центра и, возможно, в целом градостроительной политики Санкт-Петербурга, будет строительство по формуле "реновация в рамках регенерации". Когда появление диссонирующих с историко-градостроительной средой объектов не допускается, для уже построенных - ставится задача нейтрализации их негативного влияния, а для вновь возводимых зданий - повышается ответственность за соблюдение визуального соответствия этой историко-градостроительной среде.
Выражаясь популярно - в приличных местах "дресс-код" должен работать. Вход разрешен для тех, кто сохраняет подобающий вид и относится с уважением к окружающим. Вход запрещен для тех, кто к окружающим относится вызывающе, провокационно и нагло. В приличном месте необходимо вести себя прилично. Без соблюдения дресс-кода, этикета и элементарных правил поведения приличное место очень быстро превращается в балаган.
Без принятия срочных мер деградация историко-культурной градостроительной среды примет необратимый характер. С сожалением приходится констатировать, что в сложившихся на данный момент условиях, - градостроительном тренде, или "новым веянием моды", - исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников в настоящее время находятся в опасности.
Открытый конкурс на реконструкцию (переоблицовку) фасада второй сцены Мариинского театра, особенно в связи с грядущей реконструкцией Театральной площади, может продемонстрировать реальный диалог властей и общества. Избранный горожанами из всех представленных на этом конкурсе и защищенный автором на Градостроительном Совете, проект может стать плодотворным результатом этого диалога. А преобразованное здание - символом конструктивного преобразования города, уравновешенно соединяющем в себе и реновацию, и регенерацию.